Красное безмолвие чужой планеты — почти голой, почти безжизненной. По марсианской равнине топают две одинокие фигурки с садовой лопаткой наперевес. В бессильной злобе дует мерзкий ветер, стараясь помешать отважным покорителям неизведанного.Внизу под ногами хрустит мельчайший песок. А сверху — пропущенная сквозь красный светофильтр объектива кинокамеры, безжалостно печет звезда по имени Солнце. В такую погодку хороший хозяин собаку из дома не выгонит, а эта парочка упорно движется вперед, по ходу просвечивая недра негостеприимной планеты специальным прибором.Можно подумать, что это первая партия советских космических садоводов воплощает в жизнь завет Евгения Долматовского «и на Марсе будут яблони цвести», но нет. Мелькает звездно-полосатая нашивка на скафандре: это американские астронавты топают навстречу своей судьбе. Короткий обмен знаками, два взмаха штыковой лопаты, и на свет появляется ОН — загадочный артефакт, заключенный в небольшом булыжнике.
Космические геологи несут свою находку на корабль, подсчитывая в уме накопившиеся командировочные, премиальные и причитающиеся за текущий, 2032 год, отгулы. Камень — в подсобку, и полный вперед домой, на родину свободных и смелых. Поспешили. Найденный артефакт, само собой, оказался не простым, а с загадочным кристаллом внутри, ну а к самоцвету бесплатно прилагался пришелец. Мелкая, хлюпающая слизистыми выделениями инопланетная скотинка. Похожая на желеобразный гибрид ET и ампутированной крайней плоти, только с глазками.Тихонько гудят двигатели космолета SC-37. Пепелац с включенными габаритными огнями озабоченно бороздит просторы вселенной. А пришелец не дремлет. В его задачи входит не только бесплатный проезд, но и питание гуманоидами. Один взмах лианоподобных щупалец — и очередной астронавт бессильно валится на палубу. Предсмертные крики «Только не мой мозг!» людоеда нисколько не трогают: языками не владеет.
Горстка выживших в панике покидает основной корабль в спасательной шлюпке. Надо ли говорить, что отъевшаяся на человечине марсианская тварь тихонько следует за своей пищей. Среди миров, в мерцании светил разыгрался очередной эпизод бесконечной драмы под названием «естественный отбор».Что, знаком сюжетец? Правильно, хоррор-сказка «Чужие» проглядывает за всем этим экранным безобразием. Безобразием — потому что даже для почтенного и многими уважаемого класса B-movies «Звездный кристалл» — это памятник безвкусице, пошлости и халтуре. Ближайшая аналогия — тупые комиксы, отпечатанные на туалетной бумаге. Почитал, опорожнился и использовал по назначению.
Стремненькие декорации? Наличествуют: интерьеры космолета усиленно прячутся в полутьме и время от времени озабоченно мигают лампочками. Сам корабль больше похож на детскую игрушку, которую подвесили на фоне темного задника. Спецэффекты, судя по титрам, в фильме есть. Впрочем, их правильнее называть комбинированными съемками, которые делал отчисленный за неуспеваемость похмельный студент «кулька».Что там еще, актерское мастерство? По-моему, этого достижения цивилизации тут и не наблюдается. Выбритые до синевы подбородки мужественных космонавтов и объемные буфера их подруг есть, а вот играть своими природными данными их обладатели так и не научились. Так что неудивительно, что практически все актеры после этой фильмы более нигде не играли.
В общем, первая половина картины являет собой душераздирающее зрелище. Хорошо, что есть еще и вторая, маразм которой с лихвой окупает тупизну первой. Здесь фантастические ужосы превращаются в фарс. Сценаристы Ланс Линдсей (Lance Lindsay, он по совместительству еще и режиссер картины) и Эрик Вустер (Eric Woster) делают ход конем. Внезапно поумневший пришелец вдруг становится гуманистом — читает с экрана компьютера Библию. Играет с выжившим астронавтом в шахматы и всячески извиняется за свое поведение. Дескать, молодой был, горячий. Да и кушать очень хотелось — оголодал, пока в одиночестве тусовался на Марсе.
В космосе никто не услышит твоего крика 'Браво!'
От подобных фильмов с пришельцами ничего особого зритель уже не ждет. Ни от сценария, ни от актеров- ведь 'Чужой' уже крепко въелся в подкорку любого киномана, как незыблемый эталон подобного зрелища.
Но на первый взгляд, казалось бы, заурядный сюжет во второй половине картины неожиданно выдает такой поворот, что фильм запоминается надолго. Этому способствуют и добротные декорации корабля и очаровательные в своей наивности сцены в 'космосе'. Актеры сыграли на уровне, но заметно уступая своему экранному антагонисту- странного вида светящемуся комку с большими глазами и хорошо поставленным голосом. Отдельно хочу отметить работу мастеров по спецэффектам- топорно сделанный пришелец, тем не менее, вызывает не ужас, но сочувствие- настолько его движения вымучены. И, как обычно, плюсом я считаю отменную закрывающую песню от Indira- Crystal of a star. 8 из 10 Скрасит вечер любого любителя непритязательной фантастики.
Не так и ужасно, как ожидалось, но…
Есть фильмы, которые будут только возвышать, есть фильмы которые будут окружены сплошным негативом, есть фильмы которые будут оставаться спорными для зрителей и критиков, но еще есть те фильмы которые попадают в разряд забытых и которые пылятся где нибудь на темных уголках кинематографа. Данный фильм попадает именно в четвертую категорию. Но заслужил ли он такую участь, попробуем с этим разобраться.
По сюжету ждешь типичный не чем не примечательный фильм ужасов на космическую тематику. Обычно в фильмах разных жанров бывает поворот на 90 градусов, (неожиданный злодей, концовка, появление персонажа или неожиданное раскрытие сюжета) который влияет на суть всего происходящего, то тут настоящий поворот на 180 градусов, который резко меняет все направление фильма. Но возникает вопрос - выиграл ли от этого фильм.
Ответ: От части да, от части нет. Такой поворот оригинальный, но слишком плохо проработан. Что сводит логику главных героев и самого нашего инопланетного гостя как умного и хладнокровного монстра на нет. От чего возникает вопрос - как же мы быстро перекрасились и за все забыли, но если людей еще можно как то понять для спасение собственной жизни и безвыходной ситуации. То со стороны нашего незваного гостя, который умнеет с каждым днем, уже выглядит как то нелогично, глупо и наивно, что кажется, будто авторы фильма хотели сделать как то необычно, но потом просто на все забили.
Что же так погубило этот фильм, все очень просто, виной всему этому стал ужасный сценарий, посредственная работа режиссера Лэнса Линдсея, слабая игра актеров и грубые ляпы. Например: Когда находят астронавты загадочный камень на поверхности Марса и возвращаются на космический корабль, место того что бы поместить его в какой нибудь изолированный отсек для дальнейшего изучения, его просто кладут в комнату отдыха на кухонный столик и начинают грезить мечтами как хорошо им заплатят.
Следующий ляп был просто смешной, в сцене где главный герой запускает три двигателя SC-37 возникает мысль, он или двигатели запускает или прожекторы включить пытается. Другой грубый ляп, когда космический корабль SC-37 во время полета встречается с другим космическим кораблем SC-45, то почему то с экрана монитора SC-37 можно заметить как летят два корабля, хотя в сцене он встретился с одним кораблем.
Бортовой компьютер - вроде должен быть запрограммирован на управление и жизнеобеспечением космическим кораблем, с какой то непонятной причины в него заложен еще и краткий курс истории земной цивилизации. Но и еще напоследок, в первой сцене с монстром, можно заметить как железный пол (по фильму) дергается.
Хотя возникнет не маловажный вопрос, почему бортовой компьютер не сразу заметил присутствие внеземной формы жизни на борту космического корабля, ответ оказался очень прост, после того как дали ему образцы для сканирования что дало возможность бортовому компьютеру, вывести его на экран передвижения, с этим казусом авторы смогли выкрутиться, то почему он опять пропадал с этого экрана монитора и никто из членов экипажа не придал этому значения, так загадкой и осталось.
Теперь попробуем рассмотреть такой вопрос: А был ли у фильма шанс выкрутится из сложившийся ситуации и не оказаться в такой творческой пропасти ?. Ответ - да, был хоть и не большой, но шанс был. Допустим весь съёмочный и актерский состав тот же. Что можно в первую очередь сделать, так это сменить некоторые роли актеров.
Например актрис Тейлор Кингсли и Марсия Линн в роли Шерри и лейтенанта Билли, убрать на далекий задний план, потому что играли они хуже всех и практически в свои роли они не вписались, и взять актрис из второго плана которые были в фильме и играли куда лучше. Насчет главного героя был бы смысл взять актера имя которого так и не произнесли в фильме, но можно заметить его в сцене на космической станции, где собралась комиссия (человек держащий сигарету), правда успел произнести несколько реплик.
Джутсона Кембелла в роли Роджера Кембелла, можно было отодвинуть на недалекий второй план, в роли главного героя смотрелся как то неуверенно. Фэй Болт в роли Эдриана Кимберли и Джон В. Смит в роли Кола можно оставить на прежних ролях, к ним не холодно, не жарко. Что еще не понравилось в актерской игре, это те астронавты в начале фильма, которые нашли этот камень, смотрелись они настолько тупыми что думать начинаешь таким образом: двух студентов из престижного университета США исключили из-за нежелания учится или за плохое поведение, а ихние богатые родители не долго унывая решили отправить их в астронавты, но хорошо хоть обошлось вторым планом.
Поставили бы их на роль главных героев, то фильму можно смело брать лопату, лезть со злым выражением лица в выкопанную могилу и начать себя закапывать. Дальше нужно было дорабатывать сценарий сделать его как то логичней с философским подтекстом - если уже хотели идти по такому пути, не гнать его на быструю руку и отбросить от себя дурные мысли - мол зрителям будет трудно понять. С режиссера уже ничего не возьмешь, какой достался такой и будет, радует что хоть понял насколько мал бюджет фильма и не стал устраивать целую космическую эпопею, а могло быть и так! Но как не странно это говорить у фильма есть и свои достоинства. Работа композитора Дага Катсароса, за это могу дать фильму плюс. Визуальный ряд полета космического корабля SC-37 и космической станции выглядят даже смотрительно.
Сам инопланетный гость смотрится не глупо, но как то наивно, можно даже сказать чем то оригинально, слабый на внешний вид но опасный и умный внутри. Еще неплохой показалась сцена метеоритного потока, который атаковал SC-37. Работа оператора и монтажёра для такого фильма вполне нормальны, но правда ничего особенного и нет - просто сделали свою работу. Можно подвести итоги и прийти к выводу. У фильма были шансы стать лучше, но ими к сожалению не воспользовались и пустили все в свободный полет по открытому космосу, что практически о нем уже никто и не вспомнит, как для меня пусть уже лучше фильм останется в темном уголке кинематографа и мало кто о нем вспомнит, для него это будет куда лучше, чем он выйдет в свет и столкнется с целой кучей негатива, как от критиков так и от зрителей в большинстве случаев. Если подойти к оценки, то объективно фильм должен получить негативную оценку, но учитывать выше перечисленные мною плюсы и то что смог без труда посмотреть его от начала и до конца, рецензия получает нейтральный статус, но без оценки.